25. Проблема розширення ЄС та НАТО в зовнішній політиці країн ЦСЄ.

 

Болгарія

 

В ноябре 1989 г. Болгария заявила о своем намерении стать членом Совета Европы. В июле 1990 г. она получила статус «специально приглашенной» в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), а с 7 мая 1992 г. стала полноправным членом (27-м по счету) этой организации. В декабре 1990 г. Великое народное собрание приняло решение, выражавшее желание Бол­гарии вступить в Европейский союз (ЕС). (Ранее, в мае того же года, между Болгарией и ЕС было заключено соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве). С 1 февраля 1994 г. она стала ассоциированным членом Евросоюза. В декабре 1995 г. Болгария подала заявление о полноправном членстве в ЕС (в парламенте оно было поддержано 212 голосами при 1 «против»). В декабре 1999 г. ЕС принял решение начать в феврале 2000 г. переговоры с Болгарией (вместе с Латвией, Литвой, Мальтой, Словакией и Румынией) о присоединении к Европейскому союзу в качестве полноправных членов.

С августа 1990 г. в болгарском парламенте неоднократно под­нимался вопрос о присоединении страны к Организации Северо­атлантического договора (НАТО). В декабре 1993 г. Народное со­брание приняло декларацию, выражающую готовность РБ всту­пить в эту организацию. 14 февраля 1994 г. Болгария присоеди­нилась к натовской программе «Партнерство ради мира». 17 фев­раля 1997 г. правительство РБ, возглавляемое С.Софиянским, приняло решение (поддержанное президентом П.Стояновым), в котором заявляло о желании Болгарии стать полноправным чле­ном НАТО. Евроатлантические приоритеты болгарской внешнейполитики подтвердились во время кособокого кризиса 1999 г. 4 мая Народное собрание предоставило часть воздушного про­странства Болгарии для действий натовской авиации против Юго­славии. 25 июня парламент дал согласие на использование войска­ми НАТО сухопутного коридора на болгарской территории (он не понадобился ввиду прекращения военных действий).

 

Угорщина

 

Еще в августе 1988 г. Венгрия установила дипломатические от­ношения с ЕС. В сентябре того же года она, первой из тогдашних стран социализма, подписала с ЕС соглашение нового типа, так называемый «договор второго поколения», который в 1990 г. за­ключили и другие центральноевропейские государства, а затем Россия. В 1989 г. «семерка» индустриальных стран и комиссия ЕС выработали программу поддержки реформ и создания рыноч­ной экономики для Венгрии и Польши (РНАКЕ). Позже такую же помощь получили еще 13 стран. В декабре 1990 г. ВР вместе с остальными государствами-участниками Вишеградской группы стала ассоциированным членом ЕС, а 31 марта 1994 г. подала официальную заявку с просьбой о ее принятии туда в качестве полноправного члена. Однако это событие по ряду причин отда­ляется ориентировочно до начала 2003 г.

Одним из ключевых, этапных моментов вхождения Венгрии в западноевропейские структуры стало вступление в Североатланти­ческий союз. О своих намерениях стать его членом венгерские по­литики заявили еще летом 1990 г. Спустя четыре года был решен вопрос об ассоциированном членстве Венгрии в НАТО. Во время боснийского кризиса Будапешт стал местом для проведения сове­щания стран этого альянса. Венгрия выделила более 400 солдат для миротворческой миссии в Боснии. В 1997 г. она провела рефе­рендум о вступлении в НАТО. В нем приняли участие 49,24% насе­ления. Из них 85% проголосовали «за». Ассамблея альянса в декаб­ре 1997 г. вынесла решение о принятии Венгрии в его полноправные члены. 12 марта 1999 г. состоялось официальное вступление. 5 июня 2001 г. в соответствии с Шенгенским соглашением Венгрия ввела въездную визу для граждан Восточной Европы.98

 

Польща

 

Первое оппозиционное прави­тельство Т.Мазовецкого (сентябрь 1989 г.) положило начало раз­ворота к Западу во внешней политике Польши. Это нашло отра­жение в ряде нормативных документов, таких, как «Основы поль­ской внешней политики» и «Оборонительная стратегия ПР» (но­ябрь 1992 г.). Согласно данным документам приоритетом поль­ской внешней политики должно было стать обеспечение безопас­ности страны путем присоединения к соответствующей междуна­родной системе, что в 1990-е гг. привело к концентрации внешне­политической активности на вступлении страны в Североатланти­ческий пакт (НАТО) и Европейский Союз (ЕС). В упомянутых документах в качестве ведущих выделялись следующие направле­ния: всестороннее сотрудничество со странами Западной Европы, а также США и Канадой; участие в региональном сотрудничестве, особенно с ближайшими соседями — Чехией и Венгрией; развитие дружественных, основанных на равноправии и взаимной выгоде, отношений с восточноевропейскими соседями — Россией, Украи­ной и Литвой.

Польша и НАТО. На переломе 1989-1990 гг. Польша и НАТО уже выражали желание поддерживать друг с другом рабо­чие контакты в политической, дипломатической и даже военной областях. Такого рода предложение со стороны альянса прозвуча­ло в июле 1990 г. («Лондонская декларация»). Ответом Польши явилось заключение дипломатических отношений с НАТО в авгус­те 1990 г. Летом 1991 г. в условиях, когда структуры ОВД были распущены, но СССР продолжал существовать, в польском руко­водстве наблюдалось брожение и нерешительность, результатом которых стало появление концепций, предлагавших в будущем со­блюдение страной «вооруженного нейтралитета» или же «равного дистанцирования» по отношению к западным и восточным сосе­дям страны. После распада СССР в конце 1991 г. было решено, что политические, экономические и, прежде всего, интересы наци­ональной безопасности ПР должны быть тесно связаны с Западом.

Во время встречи стран Вишеградской тройки 5 — 6 октября 1991 г. в г. Кракове президенты Чехословакии, Венгрии и Польши объявили о желании своих стран участвовать в деятельности НАТО, стремясь получить равные возможности для всех европей­ских стран в вопросах обеспечения безопасности. Изменение стра­тегии в вопросах безопасности привело к модификации прежней оборонительной доктрины Польши. Результаты были представле­ны в документах «Политика безопасности и оборонительная страте­гия ПР» и «Принципы польской политики в области безопаснос­ти», которые определяли приоритеты внешней политики и линии Польши в вопросах безопасности на протяжении всех 1990-х гг.Добиваясь вступления в НАТО, республика разработала собствен­ную программу по сближению интересов сторон. Так, Польша, в преддверии вступления в альянс, не желая превратиться в его вос­точный рубеж, вносила активный вклад в восточноевропейскую по­литику Североатлантического блока — в отношении Украины, Бе­лоруссии на протяжении всего периода 1990-х гг.

Постепенное сближение ПР с НАТО осуществлялось с помо­щью организации «Совет Североатлантического сотрудничества» (ССС), преобразованного в мае 1997 г. в «Совет Евроатлантичес-кого партнерства», и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). Учреждение в декабре 1991 г. ССС создало условия для налаживания систематических контактов НАТО с Польшей и дру­гими странами Центральной Европы. Новым партнерам, в том числе и Польше, были предложены политические консультации в таких вопросах, как реализация соглашений о контроле над во­оружениями, а также сотрудничество в области миротворческих операций, экономики, информационных систем, конверсии воен­ной промышленности, науки и техники и др.

К программе ПРМ Польша присоединилась в феврале 1994 г. третьей по счету после Румынии и Литвы. Контакты в рамках этой программы включали политические аспекты и военное со­трудничество, которое являлось основным. Последнее было сосре­доточено в таких областях, как интеграция и взаимодействие сис­тем командования и систем связи; планирование в вопросах обо­роны, оборонная инфраструктура, военное образование и подго­товка и др. В 1995 г. руководство альянса представило странам-участницам программы ПРМ официальный документ под названи­ем «Исследование о расширении НАТО». В нем были определены общие принципы и способы расширения НАТО; сформулированы определенные условия для потенциальных членов блока в вопросе построения ими системы гражданского контроля над вооруженны­ми силами и их готовности выполнять обязанности, вытекающие из членства в Североатлантическом блоке. Появление этого доку­мента открыло путь индивидуальным переговорам, которые нача­ло проводить руководство НАТО с заинтересованными государст­вами, в том числе и Польшей. Ее вступление вместе с Чехией и Венгрией в НАТО произошло в феврале 1999 г., а ратификация договора состоялась в марте того же года.

Польша — Европейский союз (ЕС). Другой важной частью «западного» направления польской внешней политики является Европейский Союз (ЕС). На заседании ЕС в Копенгагене в 1993 г. его страны официально подтвердили, что государства Центральной, а также Восточной Европы, которые стремятся по­лучить членство в этой организации, должны выполнить необхо­димые предварительные экономические и политические требова­ния. Сложнейшим из них являлось требование ускорения темпов построения развитой и конкурентоспособной (по отношению к за­падноевропейской) рыночной экономики. Реализация этого требования была сопряжена с необходимостью финансовой поддержки со стороны ЕС и должна была занять длительный отрезок време­ни. В апреле 1994 г. ПР представила в ЕС формальную просьбу о вступлении.

Первым этапом продвижения Польши в ЕС (1998—1999 гг.) были анализ и обсуждение состояния польской правовой системы. При этом анализировалась законодательная база в 29 областях: сельское хозяйство, наука, образование, малый и средний бизнес, здравоохранение, статистика и т.д. При вступлении в ЕС Польша сотрудничала с другими странами-кандидатами на членство в этом объединении. Такое сотрудничество проходило в рамках так назы­ваемой группы «5+1», в которую вошли Венгрия, Польша, Слове­ния, Чехия, Эстония и Кипр (март 1998). С декабря 1999 г. число стран, которые проходят процедуру по принятию в члены ЕС, воз­росло до 12 (+ Болгария, Латвия, Литва, Мальта, Румыния, Слова­кия). В настоящее время нет полной уверенности, что ПР получит, как ожидалось ранее, полное членство в ЕС в 2003 г.

 

Чехія

 

Еще 7 мая 1990 г. в Брюсселе подписано соглашение между ЧСФР и ЕС о торговле и экономи­ческом сотрудничестве. Возможность для посткоммунистических стран стать членами ЕС была впервые формально подтверждена в 1993 г. на саммите в Копенгагене, на котором сформулированы также соответствующие критерии членства. В последующие годы принимаются стратегия помощи странам-кандидатам в их подго­товке (Эссен, 1994) и Белая книга для введения законодательства внутреннего рынка (Канн, 1995). В это же время Европейская Комиссия опубликовала пакет документов, касающихся расшире­ния ЕС, известных под названием «Делопроизводство 2000». ЧР оказалась в экспертизе Европейской Комиссии в числе шести стран, рекомендуемых к началу переговоров. В январе 1996 г. чешское правительство подало официальное заявление о вступле­нии в ЕС. 31 марта 1998 г. с республикой начались вступительные собеседования. Двусторонние отношения ЕС-ЧР в настоящее время регламентированы «Европейским соглашением». Оно пред­усматривает создание зон свободной торговли и упорядочивает со­трудничество практически во всех сферах. Разработана Нацио­нальная программа — стратегический документ, устанавливающий дальнейшие действия Чехии в подготовке к членству в ЕС. Веро­ятное ее вступление — 2004 г.

Вместе с тем в конце XX — начале XXI вв. среди населения и политиков центральноевропейских стран, включая Чехию, уси­ливается апатия по отношению к членству в ЕС, а также наблю­дается рост так называемого евроскептицизма. Так, поддержка идеи вступления ЧР в ЕС упала у чехов в 2001 г. с 50 до 39%. Это самый низкий показатель среди государств Центральной и Восточной Европы. Геополитическое положение республики и большое транзитное значение ее территории придавали ей соответ­ствующий вес в вопросах развития экономических связей в цент-ральноевропейском регионе. И хотя основным приоритетом оста­валось вступление в ЕС, важным направлением в 1990-е-начале 2000-х годов являлось сотрудничество в рамках Центральноевро-пейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ).

 

Словаччина

 

Приоритетное направление внеш­ней политики Словакии западноевропейские государства и трансатлантические структуры, прежде всего ЕС, НАТО и Орга­низация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР-ОЕСВ). В 1999 г. Словакия включена в состав 11 стран-кандида­тов на полноценное членство в ЕС. 15 февраля 2000 г. в Брюсселе состоялась официальная церемония начала переговорного процес­са о вступлении Словакии в Европейский союз. При этом лидеры страны исходят из того, что получение полноправного членства в ЕС невозможно без «зонтика» НАТО. В свою очередь, руководст­во этого блока считает обязательной модернизацию и реструктури­зацию словацкой армии, требующих значительных финансовых средств. При вступлении в НАТО Словакия рассчитывает на по­мощь более удачливых в этом плане Венгрии, Польши и Чехии, уже являющихся членами альянса. 1 июня 2001 на встрече в Кра­кове премьер-министров стран Вишеградской группы было под­черкнуто, что названные три страны-участницы будут выступать за прием Словакии в НАТО. Премьер-министр Словакии не пре­минул заметить, что создание «вишеградской армии» будет спо­собствовать эффективности данного блока. Тезис о вхождении Словакии в НАТО стал практически безальтернативным и оно считается неизбежным в рамках второй волны расширения после саммита в 2002 г. в Праге.

 

Словенія

 

Основний напрямок зовнішньої політики Словенії є членство Республики Словения в Европейском Союзе и НАТО. США и Европейский союз при­знали Словению в 1992 г. Республика вступила в ООН в мае 1992 г. и стала членом Совета Европы с мая 1993 г. В целом во внеш­ней политике курс взят на интеграцию в Европу, в частности в Европейский союз. В 1996 г. подписано соглашение об ассоцииро­ванном членстве в Европейском союзе. С начала 1998 г. ведутся консультации о полноценном вступлении в ЕС. На этом направле­нии Словения продвинулась далеко вперед и опережает даже страны -Вишеградской группы — Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию. Она является членом Центральноевропейской ассоциа­ции свободной торговли (Сепгта! Еигореап Егее Тгас1е А§геетепС), участником всех крупных международных финансовых организа­ций (МВФ, Мирового банка и ЕБРР), а также 40 прочих между­народных организаций, включая ВТО.

Как часть бывшей СФРЮ, придерживавшейся политики не­присоединения, Словения никогда не была членом ни одного из ведущих военно-политических союзов. После обретения же неза­висимости она взяла курс на вступление в Североатлантический союз, который отводит ей место в первых рядах второго этапа своего расширения. Ориентация на вступление в этот альянс по­буждает Словению к реорганизации оборонных структур. После того как в 1996 г. эмбарго на поставки вооружений в Словению было снято, страна начала реализацию военной программы для укрепления своего статуса как кандидата в члены НАТО. Про­грамма направлена на трансформацию собственных вооруженных сил, повышение их мобильности. Словения подписала в марте 1994 г. соглашение о членстве в организации «Партне­рство во имя мира», является постоянным участником учений в рамках этого документа.

 

Хорватія

 

Хорватия — член ВТО. В мае 2000 г. под­ключилась к программе «Партнерство во имя мира». Республика стремится как можно скорее начать переговоры о получении ста­туса ассоциированного члена в ЕС. Стратегическая цель международной деятельности республики — вступление в НАТО и в ЕС к 2010 г.

В последние годы происходит также улучшение отношений Хорватии с соседями — как на двусторонней основе, так и в рам­ках Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе. Тем не менее пограничные диспуты с Боснией и Герцеговиной, Черногорией и Словенией сохраняются.

 

 

Македонія

 

Переговоры о членстве Македонии в ВТО возобновились в декабре 1999 года.

Македония — член ОБСЕ и Совета Европы. В 1996 г. она нормализовала отношения с Югославией. Войска НАТО находи­лись в Македонии уже с начала 1990-х гг. под видом миротвор­ческих войск ООН. Во второй половине 1990-х гг. Македония об­ратилась с просьбой о приеме в НАТО. В 1999 г. она представила свою территорию и воздушное пространство этому военно-полити­ческому альянсу для организации и ведения агрессии против СРЮ. В связи с позицией, занятой НАТО по отношению к албан­ским сепаратистам, симпатии македонцев к этому альянсу заметно поубавились.